Летом 1933 года Нжде перебрался в США. Там он намеревался помочь
К. Тандергяну в ликвидации турецкого посла Мухтар Бея.
Еше до приезда Нжде в США там функционировали армянские молодежные
организации "Айорди", "Сыновья Армении" и другие. Однако
они действовали разрозненно, что побудило Нжде создать организацию, обьединяющую
армянскую молодежь диаспоры. Для организации и реализации этой трудной задачи
Нжде создал движение "Этновера"(Цегакрон). Организация была призвана
преодолеть те упаднические настроения, которые царили в душах молодых армян
и были следствием пребывания на чужбине и тяжелого положения Армении.
В статье "Почему было создано движение "Этновера",
он пишет:
"Подвергнувшийся резне, обессилевший духовно человек считает,
что все потеряно; он лишает себя предназначенной миссии, покоряется и примиряется
с навязанной ему политической судьбой. Прежде всего им овладевает тяжелое чувство
неполноценности, вследствие чего он превращается в политического нигилиста,
не способного к созданию культуры... Борьбу за свое существование он переводит
с внешнего на внутренний фронт, из-за чего еще больше ломается и лишается сил".
Чтобы помочь армянскому народу избавиться от столь мрачного будущего,
Нжде пропагандирует религию, название которой "патриотизм", а богом
является Отечество.
Нжде действовал в соотвествие с истиной, согласно которой для предвидения
будушего народа нужно вглядеться в его молодежь, и именно по этой причине Этновера
была задумана как молодежное движение.
Г.Нжде основал Этноверу в Америке по причине того, что, как говорил сам полководец:"У
армянской диаспоры именно в США самая большая колония, и именно в США нам угрожает
самая большая опасность (в лице всеядности и способности американского обшества
к ассимиляции всего чужого)".
Нжде утверждал, что Этновера- это не партия, а присяга. Филиалы Этноверы так
и назывались-присяги. Нжде сравнивал Этноверу с присягой витязей рода Мамиконянов.
Он говорил: "Как и Мамиконяны, приверженец Этноверы исповедует бескорыстную
преданность нации и решимость героически встретить смерть во имя Родины."
Необходимость движения Этновера диктовалось также рядом других важнейших причин:
Нжде готовил из молодых приверженцев Этноверы патриотов, воинов, интеллигентов.
В начале века Турция проводила в странах Европы антиармянскую пропаганду, тем
самым пытаясь отвлечь внимание от геноцида армян и, до некоторой степени, оправдывая
этот геноцид. И естественно, что в некоторых европейских странах армяне воспринимались
как потенциальные разбойники. Нжде поставил перед приверженцами движения цель:
они должны были занятсья Контрпропогандой и собственным поведениемпродемонстрировать
миру истинное лицо армянина. Они должны были стать воинами идеи и полностью
посвятить себя освобождению и укреплению мощи нации. И чтобы приверженцы Этноверы
смогли претворить возложенные на них обязанности, они должны были познать душу
нации. Они должны были знать своих предков, свою историю, почитать великих героев
прошлого. Лишь воспитанная в таком духе молодежь, по мнению Нжде, способна обеспечить
своему народу достойное будущее.
Нжде настолько был предан движению Этновера, что вынужден был покинуть ряды
глубоко уважаемой им АРФ "Дашнакцутюн". Этновера стала также одной
из причин, по которой Нжде дал себя арестовать Советской Армией. Он не хотел,
чтобы по его вине были уничтожены присяги Этноверы. Однако гибель Нжде все же
привела к постепенному затуханию деятельности Этноверы, и лишь в последное время
армянский народ вновь решил следовать заветам великого своего сына - Гарегина
Нжде.
Г. Мелик-Шахназарян